Фразеологизмы
Куралай Алипбаева,
Ораз Жандосов атындағы орта мектептің Орыс тілі пәні мұғалімі,
Шу ауданы Жамбыл облысы
Цели и задачи: Обучающая:обобщить понятие о фразеологии; усовершенствовать орфографические навыки.
Развивающая: развивать мышление, устную речь, умение сравнивать, анализировать, работать со словарем.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры речи, нравственности.
Формы работы: индивидуальная и групповая.
Оборудование и ресурсы: словарь фразеологизмов, карточки с заданиями группам, учебник, разрезанные на несколько частей картинки, слайды фразеологического гороскопа, стикеры разных цветов.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Психологический настрой.Разминка «Здравствуй, друг!!!»
Здравствуй, друг!!!
Как ты тут?!!
Где ты был!!?
Я, скучал!!!
Ты пришел!!!
Я очень рад!!!
III. «Мозговой штурм» подведение к теме урока, формирование целей и задач урока учащимися.
Что такое лексика? (это словарный состав языка, который изучается в специальном разделе языкознания-лексикологии)
Что изучает лексика? (слово и значение)
На какие лексические значения может изменяться слово? Назовите их. (синонимы, омонимы, антонимы и фразеологизмы).
Сегодня, мы с вами более подробно изучим значение использования фразеологизмов в устной и письменной речи. Прежде чем мы начнем наше изучение, предлагается вам заполнить 1-2 столбца таблицы ЗХУ. (использование приема КМ «ЗХУ»).
ФИО ученика |
Тема урока |
Класс
|
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
|
|
|
IV. Деление учащихся на 4 группы по разрезанным на 4 части картинкам.
V. Ознакомление с теоретическим материалом о фразеологизме.
А теперь, давайте, кратко охарактеризуем фразеологизмы, составляется кластер:
это яркие и выразительные средства языка;
это устойчивые словосочетания;
лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом;
чаще используется в разговорной речи и в художественных произведениях;
фразеологизм выполняет роль одного члена предложения;
употребляется в переносном значении.
VI. Игра «Кто быстрее». Расшифруйте фразеологизмы.
Ответы записывайте отдельно данном вам на листочке.
Зарубить на носу |
Запомнить |
Кот наплакал |
Мало |
Не в своей тарелке |
Чувствовать себя неловко |
Сидеть сложа руки |
Бездельничать |
Ломать голову |
Думать |
Водить за нос |
Обманывать |
Лапшу на уши вешать |
Обманывать |
VII. Молодцы, ребята, с заданием вы справились очень хорошо, а теперь я предлагаю вам поиграть фразеологический гороскоп. Для этого вы должны разделиться на двенадцать знаков зодиака. После чего каждый из вас будет отвечать на свой знак зодиака. Затем изобразите его на плакате.
VIII. Игра «Узнайте фразеологизм по рисунку».
IX. Закрепление. Работа с текстами из упражнений. Мы с вами узнали о способах употребления фразеологизмов и какие значения они могут скрывать под собой. Сейчас я предложу вам расшифровать тексты, состоящие из фразеологизмов и прочитать весь текст в прямом значении.
Текст № 1
Поссорились на перемене ребята. Один кричит:
Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему:
Ишь разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:
Все следишь! И спишь открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
Какие такие загадки? – удивились ребята и разжали кулаки.
А вот какие, слушайте. Первая: «Где раки зимуют?». Вторая: «Кто из своей кожи лезет?». Третья: «Кто спит с открытыми глазами?»
Текст № 2
X. Оценивание
XI. Д/з: Написать небольшой рассказ с фразеологизмами.