Имя числительное
Ход урока
1. Мобилизующий этап
На
доске написаны пословицы:
Два сапога -
пара.
Один
с сошкой, а семеро с ложкой.
Один
горшок, а много ложек.
Одного
поля ягода.
Учитель. Прочитайте пословицы.
Соедините
их попарно в зависимости от смысла. Назовите первую пару пословиц. Обоснуйте
свой ответ.
Можно объединить пословицы: Два сапога - пара и Одного поля ягода. В них говорится о том,
что бывают люди, очень похожие по своим качествам и поведению.
Учитель. Напишите эти пословицы, подчеркните в словах
одинаковую орфограмму.Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.
Можно
объединить пословицы: Одик с сошкой,
а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том,
что работает один, а едоков много.
Учитель.
Напишите эти пословицы. Выделите в них самую большую группу слов с одной и той
же орфограммой.
Определите, слова какой части речи имеются в каждой
пословице в одинаковом количестве, и расскажите о ней все, что вам известно.
В
каждой пословице есть по два существительных. Далее ученик рассказывает об имени существительном.
Учитель. Назовите часть речи, которая непосредственно связана
с именем существительным. Дайте ей определение и приведите примеры.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Еще раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите
слова, которые так или иначе связаны с понятием
числа.
Два,
одного, один, семеро.
Учитель. Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к которой
относятся эти слова, учитывая, что они связаны с понятием числа. Сформулируйте
тему сегодняшнего урока.
Часть речи, к которой относятся эти слова, можно назвать
имя числительное. Значит, тема сегодняшнего урока - «Имя числительное».
Учитель
пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему.
Используйте опорные фразы на доске.
1)
Познакомиться с ИЧ как... ;
2)
учиться отличать ИЧ ... .
Цель
нашего урока: nознакомиться с именем
числительным как частью речи; учиться отличать имя числительное от других
частей речи.
3. Изучение нового материала
На
доске написаны предложения:
1.
Три книги стоят на полке.
2.
Два да три - пять.
3.
Отнимите от трех один.
4.
Петя прочитал на страницах журнала первvю басню,
второй рассказ, третье
стихотворение.
Учитель.
Прочитайте первое предложение. Назовите выделенное имя числительное. Задайте к
нему вопрос. Скажите, что оно обозначает.
В предложении три книги стоят па nолке числительное
три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов.
Учитель. Проделайте такую же работу со вторым и третьим
предложениями.
Во втором и третьем предложениях
числительные два, три, пять, восемь, четыре. Они отвечают на вопрос сколько? и
обозначают числа.
Учитель.
Теперь поработаем с четвертым предложением. В предложении Петя nрочитал на
страницах журнала первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена
числительные первую, второй, третье. Они отвечают на вопросы какую? какой?
какое? и обозначают nорядок предметов при счете.
Учитель. На
основании наших наблюдений сделайте вывод: что обозначает имя числительное и
на какие вопросы отвечает?
Имя числительное - это часть речи, которая обозначает количество предметов, число,
порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько?
какой? какая? какое?
Учитель.
Как бы вы назвали имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и
обозначают количество?
Имена числительные, которые отвечают на вопрос
сколько? и обозначают количество, называются количественными.
Учитель. Как
называются числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и
обозначают nорядок при счете?
Числительные, которые отвечают на вопросы какой?
какая? какое? и обозначают
порядок
при счете, называются порядковыми.
Учитель.
Сделайте синтаксический разбор предложений. Обобщите свои наблюдения по
вопросам:
1.
Какими членами предложения могут быть числительные?
2. Что образует количественное числительное с относящимся
к нему существительным? Каким членом предложения является это
образование?
Имена числительные могут быть разными членами
предложения. Количественное числительное вместе с существительным, к которому оно относится, образует словосочетание и
является одним членом предложения.
Учитель. А
теперь расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном в порядке
нашего рассуждения.
Ученики выполняют задание. Читают материал по учебнику,
пересказывают его с примерами.
4.
Закрепление изученного материала
Уnражнение 1
1) Ума палата;
….………… .
2) Прежде
всего;
...…………… ;
……………… .
3) Во главу угла;
…………….
;
…………… .
4) Точь-в-точь;
…………… ;
……………
.
5) Из
последних сил;
…………… .
6) Как на подбор;
……………. ;
……………. .
7) В мгновение ока;
……………. ;
…………… .
8) Ветер свистит в кармане;
……………. ;
……………. .
Справка: один к одному;
как две капли воды; до седьмого пота; в
первую очередь; первым делом; на первый план; в два счета; в один миг; в одном
кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; на первое место; в одном
кармане смеркается, в другом заря поднимается; семь пядей во лбу; один в один;
на одно лицо. .
Учитель.
Внимательно прочитайте упражнение и справку к нему. Сформулируйте задание к
этому упражнению.
К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из
сnравки указанное количество фразеологических оборотов с одинаковым значением.
Учитель.
Имена прилагательные подчеркните. Над количественными прилагательными напишите
букву к, над порядковыми - букву п.
Назовите формы
числительного один (два, семь). Какой можно сделать вывод из этих
наблюдений об именах числи тельных?
Имена
числительные изменяются по падежам.
Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном, включая
и только что сделанный вывод. Назовите фразеологический оборот, состоящий из количественных
числительных и предлога, в которых все согласные звонкие.
1. Четвероклассник,
четырехлетнее (обучение), четверо (братьев), четвероногий (друг), четыре
(дерева), четверня, четвертый (час), четырежды.
2. Семимильными (шагами), (пришли) всемером, семилетка,
семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), семеро (детей).
Учитель.
Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи -
существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием
числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать
цифрами и словами, а другие части речи - только словами. Чтобы научиться
отличать их друг от друга, выполним упражнение. Внимательно рассмотрите
таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению.
Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении,
надо распределить по частям речи.
Учитель.
Назовите числительное с таким же составом, как слово пятеро.
Уnражненuе 3 (на
карточках)
1. Первый удар боксерского гонга прозвучал в России
в конце девятнадцатого века. Тогда два английских боксера провели nоказательный
поединок. Но летописи сохранили свидетельство того, что русские nознакомились с боксом за двести лет до этого события.
2. Родина русской г...рмони и б...яна - Тула. Здесь в первой половине девятнадцатого
века nо...вилась первая г...рмонь. В тысяча восемьсот семидесятом году тульским
гармонных дел мастером Н.Н. Белобородовым была с...дана двухрядная г...рмонь с полной хроматической гаммой. Ее можно н...звать nр...образом б...яна,
который n...явился в н...чале двадцатого века. (Г.И. Блинов, В.А. Антохина )
Учитель.
Прочитайте два текста. Напишите тот, которому в хорошем смысле, без иронии
соответствует пословица Одного nоля ягода. Вставьте пропущенные буквы.
Подчеркните числительные как части речи.
5. Итог урока
Учитель.
Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?
Сегодня
мы nознакомились с числительным и
учились их отличать от других частей речи.
Учитель. Расскажите правило об именах числительных. Ответы
учеников.
Учитель
задает домашнее задание. Оценивает работу детей на уроке.
Жанет Баймагамбетова,
Учитель русского языка и литературы СШ им. Ш.Уалиханова,
Т.Рыскуловский район, Жамбылская область