kz ru
Официальный информационный научно-методический сайт

Тағылым

Республиканский научно-методический журнал
Главные новости
Республиканский педагогический журнал «QAZAQ BILIMI» принимает материалы на февральский номер
Республиканский педагогический журнал «QAZAQ BILIMI» принимает материалы на февральский номер
Республиканский научно-методический журнал публикует материалы педагогов
Республиканский научно-методический журнал публикует материалы педагогов
Опубликован список самых популярных паролей 2016 года
Опубликован список самых популярных паролей 2016 года
В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
В школах Казахстана внедрят новые технологии для здоровья учащихся
В школах Казахстана внедрят новые технологии для здоровья учащихся
http://edunews.kz/
Баннер 250х225

Последние статьи

Имя числительное

Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи - существительные,...

О РОЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В

Язык – наилучший «мост», соединяющий представителей различных менталитетов. Потому...

Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя...

Лучший педагог

Елена Поливцева, учитель музыки
Елена Поливцева,  учитель музыки
Подробнее

Новости образования и науки

В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста

В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
Сегодня проходит второй день предметной...

1000 человек были лишены стипендии «Болашак»

1000 человек были лишены стипендии «Болашак»
Около 1000 человек за всю историю...

Средняя зарплата выпускника "Болашак" в РК

Средняя зарплата выпускника "Болашак" в РК превышает 400 тысяч тенге
Средняя заработная плана выпускника...

Календарь

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Баннер 250х310

Имя числительное

Ход урока
1. Мобилизующий этап
На доске написаны пословицы:
Два сапога - пара.
Один с сошкой, а семеро   с ложкой.
Один горшок, а много ложек.
Одного поля ягода.
Учитель. Прочитайте пословицы.
Соедините их попарно в зависимости от смысла. Назови­те первую пару пословиц. Обоснуйте свой ответ.

Можно объединить пословицы: Два сапога - пара и Од­ного поля ягода. В них говорится о том, что бывают лю­ди, очень похожие по своим качествам и поведению.
      Учитель. Напишите эти пословицы, подчеркните в словах одинаковую орфограмму.
    Назовите вторую пару пословиц. Обоснуйте свой выбор.
    Можно объединить пословицы: Одик с сошкой, а семеро с ложкой и Один горшок, а много ложек. В них говорится о том, что работает один, а едоков много.
    Учитель. Напишите эти пословицы. Выделите в них са­мую большую группу слов с одной и той же орфограммой.
Определите, слова какой части речи имеются в каждой пословице в одинаковом количестве, и расскажите о ней все, что вам известно.
В каждой пословице есть по два существительных. Далее ученик рассказывает об имени существительном. 
Учитель. Назовите часть речи, которая непосредственно связана с именем существительным. Дайте ей определение и приведите примеры.
2. Формулирование темы и цели урока
Учитель. Еще раз внимательно прочитайте пословицы. Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием  числа.
Два, одного, один, семеро.
Учитель. Подумайте, как бы вы назвали часть речи, к ко­торой относятся эти слова, учитывая, что они связаны с по­нятием числа. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Часть речи, к которой относятся эти слова, можно на­звать имя числительное. Значит, тема сегодняшнего уро­ка - «Имя числительное».
Учитель пишет тему урока на доске.
Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его те­му. Используйте опорные фразы на доске.
    1) Познакомиться с ИЧ как... ;
    2) учиться отличать ИЧ ... .
    Цель нашего урока: nознакомиться с именем числитель­ным как частью речи; учиться отличать имя числитель­ное от других частей речи.
3. Изучение нового материала
 
На доске написаны предложения:
1. Три книги стоят на полке.
2. Два да три - пять.
3. Отнимите от трех один.
4. Петя прочитал на страницах журнала первvю басню,
второй рассказ, третье стихотворение.
Учитель. Прочитайте первое предложение. Назовите вы­деленное имя числительное. Задайте к нему вопрос. Скажи­те, что оно обозначает.
В предложении три книги стоят па nолке числитель­ное три отвечает на вопрос сколько? Оно обозначает количество предметов.
      Учитель. Проделайте такую же работу со вторым и треть­им предложениями.
      Во втором и третьем предложениях числительные два, три, пять, восемь, четыре. Они отвечают на вопрос сколь­ко? и обозначают числа.
Учитель. Теперь поработаем с четвертым предложением. В предложении Петя nрочитал на страницах журна­ла первую басню, второй рассказ, третье стихотворение имена числительные первую, второй, третье. Они от­вечают на вопросы какую? какой? какое? и обозначают nо­рядок предметов при счете.
Учитель. На основании наших наблюдений сделайте вы­вод: что обозначает имя числительное и на какие вопросы отвечает?
Имя числительное - это часть речи, которая обоз­начает количество предметов, число, порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? какой? какая? какое?
    Учитель. Как бы вы назвали имена числительные, кото­рые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество?
Имена числительные, которые отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество, называются количе­ственными.
Учитель. Как называются числительные, которые отве­чают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают nоря­док при счете?
Числительные, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? и обозначают
порядок при счете, называют­ся порядковыми. 
    Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложений. Обобщите свои наблюдения по вопросам:
    1. Какими членами предложения могут быть числительные?
2. Что образует количественное числительное с относя­щимся к нему существительным? Каким членом предложе­ния является это образование?
Имена числительные могут быть разными членами предложения. Количественное числительное вместе с суще­ствительным, к которому оно относится, образует слово­сочетание и является одним членом предложения.
Учитель. А теперь расскажите все, что вы узнали сегодня об имени числительном в порядке нашего рассуждения.
Ученики выполняют задание. Читают материал по учеб­нику, пересказывают его с примерами.
4. Закрепление изученного материала
         Уnражнение 1
1) Ума палата;
     ….…………  .
2) Прежде всего;
     ...…………… ;
     ………………  .
3) Во главу угла;
     …………….  ;
      ……………  .
4) Точь-в-точь;
     ……………  ;
     ……………  . 
5) Из последних сил;
     ……………  .
6) Как на подбор;
    …………….  ;
    …………….  .
7) В мгновение ока;
     …………….  ;
      ……………  .
8) Ветер свистит в кармане;
     …………….  ;
     …………….  .
Справка: один к одному; как две  капли воды; до седьмого пота; в первую очередь; первым делом; на первый план; в два счета; в один миг; в одном кармане блоха на аркане, в другом вошь на цепи; на первое место; в одном кармане смеркается, в другом заря поднимается; семь пядей во лбу; один в один; на одно лицо.     .
    Учитель. Внимательно прочитайте упражнение и справ­ку к нему. Сформулируйте задание к этому упражнению.
К каждому фразеологическому обороту надо подобрать из сnравки указанное количество фразеологических оборо­тов с одинаковым значением.
Учитель. Имена прилагательные подчеркните. Над ко­личественными прилагательными напишите букву к, над порядковыми - букву п.
Назовите формы числительного один (два, семь). Какой можно сделать вывод из этих наблюдений об именах числи­        тельных?
Имена числительные изменяются по падежам. 
   Учитель. Расскажите все, что вы узнали сегодня об име­ни числительном, включая и только что сделанный вывод. Назовите фразеологический оборот, состоящий из ко­личественных числительных и предлога, в которых все со­гласные звонкие.

1. Четвероклассник, четырехлетнее (обучение), четве­ро (братьев), четвероногий (друг), четыре (дерева), четвер­ня, четвертый (час), четырежды.
2. Семимильными (шагами), (пришли) всемером, семи­летка, семиклассник, семерка, семь (бед), седьмой (год), се­меро (детей).
 
Учитель. Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи - существительные, прилагательные, наречия, глаголы. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи - только словами. Чтобы научиться отличать их друг от друга, вы­полним упражнение. Внимательно рассмотрите таблицу. Прочитайте записи под цифрами. Сформулируйте задание к упражнению.
Слова, написанные под цифрами один, два в упражнении, надо распределить по частям речи.
Учитель. Назовите числительное с таким же составом, как слово пятеро.
Уnражненuе 3 (на карточках)
1. Первый удар боксерского гонга прозвучал в России в конце девятнадцатого века. Тогда два английских боксера провели nоказательный поединок. Но летописи сохранили свидетельство того, что русские nознакомились с боксом за двести лет до этого события.
2. Родина русской г...рмони и б...яна - Тула. Здесь в пер­вой половине девятнадцатого века nо...вилась первая г...рмонь. В тысяча восемьсот семидесятом году тульским гармонных дел мастером Н.Н. Белобородовым была с...дана двухрядная г...рмонь с полной хроматической гаммой. Ее можно н...звать nр...образом б...яна, который n...явился в н...чале двадцатого века. (Г.И. Блинов, В.А. Антохина )
Учитель. Прочитайте два текста. Напишите тот, которо­му в хорошем смысле, без иронии соответствует пословица Одного nоля ягода. Вставьте пропущенные буквы. Подчерк­ните числительные как части речи.
 
5. Итог урока
 
Учитель. Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы ра­ботали сегодня?
Сегодня мы nознакомились с числительным и учились их отличать от других частей речи.
Учитель. Расскажите правило об именах числительных. Ответы учеников.
Учитель задает домашнее задание. Оценивает работу де­тей на уроке.


Жанет Баймагамбетова,
Учитель русского языка и литературы СШ им. Ш.Уалиханова,
Т.Рыскуловский район, Жамбылская область

 



 

 

 


 

Просмотров: 2 011
Похожие новости:
Фильм режиссёра из Казахстана попал в программу Берлинского фестиваля

Фильм режиссёра из Казахстана попал в программу Берлинского фестиваля

Фильм казахстанского режиссера Эмира Байгазина "Раненый ангел" отобран в официальную программу 66-го Берлинского кинофестиваля. Премьера фильма состоится 16 февраля, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Картина...
Город Тараз показали в первом полнометражном мультфильме Казахстана

Город Тараз показали в первом полнометражном мультфильме Казахстана

Первый исторический мультфильм «Қазақ елі», посвященный 550-летию Казахского ханства, выпустили аниматоры шымкентской киностудии «САҚ». Работа, по словам директора Нуриддина Паттеева, велась с марта по декабрь прошлого года. А после выхода...
Комментариев: 0
Добавить комментарий