Оценивание для обучения и оценивание обучения. Оценивание как средство повышения качества обучения
Оценивание в классе не является лишь
техническим приемом. Учителя оценивают, выставляя оценки в письменной или в устной форме. За любой используемой ими
формой значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и
стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ребенка, а также
ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия.
Работая 10 лет в школе, меня, как и
многих педагогов, волнуют вопросы оценивания учащихся. Мы привыкли
использовать на уроках пятибалльную систему оценивания, которая не всегда
объективно оценивает деятельность ученика. Оценить успешность обучения
оказалось сложным процессом в моей практике. Ведь балльная система меня не
удовлетворяла в том смысле, что не давала точного результата при
оценивании.
Недостатком этой системы оценивания
знаний учащихся является то, что оцениваются не сами достижения учащихся, а
идет сравнение этих достижений между ними или учитель ориентируется на
средний уровень знаний класса в целом. Да и в этом оценивании принимает
участие только педагог, не обеспечивая объективной картины развития личности
ученика
Обучение, существующее в школе, не
может быть безоценочным, но действия учащихся должны быть оценены в полной
мере — разнообразно и с различных сторон.
Оценка решает такие задачи, как:
1. Подведение итогов работы.
После выполнения определенной работы
и для перехода к следующей, необходимо оценить эту работу с точки зрения
результата.
2. Постановка целей.
Всесторонняя оценка позволяет
развиваться человеку, и его деятельности: стимулирует, дает возможность
исправить совершенные ошибки, сделать работу более цельной и
последовательной, увидеть конечный результат. Хорошая оценка — стимул для
продолжения работы.
3. Сравнение.
Сравнивать можно с самим собой, с каким-либо эталоном, с одноклассниками.
Ученик, как бы, осуществляет сравнительную характеристику своих достижений,
отслеживает динамику.
Пройдя курсы второго базового уровня по программе Кембриджского
университета, я поняла, что учить детей нужно по-новому. Одним из модулей
курсов новой формации был «Оценивание для обучения и оценивание обучения».
По окончанию курсов повышения
квалификации педагогических работников я изменила свой подход к
педагогической деятельности и в частности к оцениванию деятельности учащихся.
И моей задачей было осмысление и дальнейшее применение этих способов
оценивания на уроках.
Оценивание для обучения еще называют
формативным. Формативное (формирующее) оценивание - использование оценивания
как части преподавания для содействия обучению учеников.
Подразумевает оценивание
деятельности ученика на отдельно взятом урок и направленное на определение
возможностей улучшения обучения.
Оцениваться может активность
ученика на уроке, помощь учителю или своим одноклассникам и т. д. Оно не
всегда выражается отметкой. Даже похвала, добрый взгляд или поддерживающий
жест являются видами формативного оценивания.
Оценивание обучения - Суммативное
оценивание (от английского Summative – обобщать, суммировать) – это
определение уровня образовательных результатов при завершении изучения блока
учебной информации. Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются
основой для подведения итогов обучения, сертификации или регистрации
продвижения обучения.
На своих уроках я использую
различные виды оценивания. Моим ученикам очень нравится современная
технология оценивания – критериальное оценивание. Они с удовольствием
предлагают свои критерии для оценивания различных заданий, распределяют баллы
и затем переводят по шкале, придуманной ими, в оценки.
Например, на уроке по теме
«Словосочетание» при проверке домашнего задания использовали самооценивание.
Проверка и оценивание проходило по эталону на доске, приготовленному мной.
Проверив работы, учащиеся сказали, что им было легко оценивать товарищей,
т.к. были известны критерии. А самое главное, видя критерии, не звучал вопрос
«Почему?»
На уроке по теме «Однородные члены
предложения» на стадии размышления предложила следующие задания для
выполнения в группе:
1 группа
Найдите соответствие между понятием и определением.
2 группа
Выберите правильно записанный ответ. Объясните ответ.
3 группа
Разбейте предложения на его составляющие части.
Ответы были оформлены в виде
постера. По окончании выполнения задания для формативного оценивания
использовала активную форму «Карусель». Каждая группа проверяет ответы двух
других и ставит знак «+» или «-» в зависимости от правильности ответа. Затем
группа защищает свои ответы около доски.
После проверки задания учащиеся оценили свою деятельность в группе с помощью
оценочного листа.
Оцените степень участия каждого члена группы по критериям:
0 баллов – совсем не принимал участие
1 балл – принимал участие совсем мало
2 балла – принимал участие в обсуждении, но не всегда
3 балла – активно принимал участие
Ф.И. балл
Итогом урока была работа со
стикерами, где учащиеся отобразили свою деятельность и психологический климат
на уроке. В результате данной формы оценивания (формативное) учащиеся
рефлексируют свою деятельность, видят уровень своих достижений, мотивируя
себя на дальнейшее обучение.
Ярким примером суммативного
оценивания может служить итоговая контрольная работа для 7 класса, проводимая
в этом классе в конце учебного года. Контрольная работа составлена на основании
Госстандарта, содержит 25 тестовых заданий. В ней прослеживаются следующие
содержательные линии:
Используя все формы оценивания, я
научилась видеть каждого ученика. Также я поняла всю важность и значение
оценивания в учебном процессе, увидела, что я могу доверить оценивание самим
учащимся. В своей дальнейшей работе продолжу применение данных форм
оценивания.
Динара Жубаниязова,
учитель русского языка и литературы средней школы имени Ш. Уалиханова,
Т.Рыскуловский район, Жамбылская область
учитель русского языка и литературы средней школы имени Ш. Уалиханова,
Т.Рыскуловский район, Жамбылская область