Елена Поливцева, учитель музыки
Педагогическая поддержка - красота профессии, ее смысл и суть
Меня вдохновили слова педагога - новатора, Софьи Николаевны
Лысенковой: «Любой ребенок учится успешно, если учитель заботится об этом».
За годы
работы учитель дает тысячи уроков и к каждому он должен тщательно готовиться,
чтобы эстетически развивать учеников и самому получать удовлетворение и радость
от своего труда. Урок- это порой невидимая с первого взгляда напряженная
работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания,
гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях.
В
музыкальном образовании достаточно разработана методика преподавания,
ориентированная на развитие собственно музыкальных способностей, но практически
отсутствует в массовой практике теоретическое обобщение условий развития личностных
структур. Личностная поддержка предполагает отношение к другому, как к
самоценности, представление свободы в выборе и самопроявлении ( т.е. субъектной
позиции) , помощь в самопознании( рефлексии как необходимом условии
регулирования своей жизнедеятельности). Особенно важно поддерживать активность,
волю ребенка, в частности такие качества, как саморегуляция, самоорганизация,
самостоятельность, т.к. именно от них зависит не только развитие музыкально
одаренного ребенка , но и развитие личностных качеств.
Организация
учебного процесса с применением только личностной поддержки, обеспечивающей
формирование волевой сферы, недостаточно для развития учащихся. Поэтому вопрос о том, какие еще
качества необходимо поддерживать, чтобы достичь успеха, требует дальнейшего
рассмотрения.
Поскольку
потребность в самовыражении(самореализации), является не только причиной и
формой активности, но и одной из основных для человека, также необходимо
оказывать педагогическую поддержку. Кроме того, обостренная чувствительность и
ранимость, требует особо внимательного отношения к индивидуальности учащихся.
Таким образом, помимо личностной поддержки учащихся необходима и эмоциональная
поддержка, - поддержка эмоциональных переживания, реакций и состояний ребенка,
т.е. именно они являются проявлением его индивидуальности основой
самовыражения.
По мнению некоторых исследователей, это возможно
только на основе следующих принципов гуманистической психологии:
1) Восхищаться
каждой идей ученика, как восхищаются первыми шагами ребенка:
а) позитивно подкреплять все ответы
ученика;
б) использовать ошибку как
возможность нового взгляда на что- то привычное;
в) максимально адаптироваться ко
всем высказываниям и действиям детей.
2) Создать климат взаимного доверия.
3) Не сдерживать инициативы детей и не делать за
них то, что они могут сделать самостоятельно.
В связи
с этим, что в последних исследованиях
структуры музыкальных способностей наблюдается тенденция усиления
интеллектуального компонента, возникает необходимость также когнитивной
поддержки, - поддержки развития интеллектуальной сферы. Для этого учителю
необходимо умение стимулировать познавательные способности и интерес учащихся,
создавать атмосферу вдохновения и ситуацию успеха на уроке.
Итак,
педагогическая поддержка- это процесс взаимодействия( через сотрудничество,
содействие и свободу) между учителем и учеником, направленный на развитие
субъектности, представляющий возможности для личностного саморазвития,
самопознания и самореализации, формирующий эмоционально- волевую сферу,
стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер. Педагогическая
поддержка- один из основных компонентов в гуманистической парадигме
образования. Организация педагогического процесса на ее принципах приводит к
качественно новому пониманию позиции учителя- как соучастника в развитии музыкально- одаренных детей,
помогает учителю «органически соединить»
две системы- преподавание предмета и работу с личностной сферой
учащихся. Если первое- составляет специализацию каждого учителя, то второе-
смысл и суть его профессии.
И хочется закончить словами Софьи Николаевны:
«Брать на себя ответственность за учебу ребенка, проще по инструкции. Теряя
красоту профессии учителя. Необходима увлеченность- вот истинная правда и красота профессии
Учитель».
Елена Поливцева,
учитель музыки высшей категории гимназия №1,
город Тараз