Развитие Западноевропейской симфонии
Слово «Симфония»
как известно, в переводе с греческого означает «созвучие». Путь развития
этого жанра охватывает период с XVII века
(время зарождения всех профессиональных жанров). Я не буду подробно
останавливаться на том начальном этапе развития этого жанра, когда не было
принципиально значительного различия вообще между оркестровыми сочинениями, да
и состав симфонического оркестра еще не сформировался. Больше нас интересует
период второй половины XVIII века,
когда окончательно утвердились
принципы гомофонно – гармонического
склада, сформировались основные классические жанры (соната, симфония и т.д.) и формы
классических жанров. Этот период
связан с творчеством
австрийского композитора И.Гайдна. Именно он в своих последних «Лондонских» симфониях показывает
сформировавшийся симфонический оркестр, основные принципы развития
материала на основе сонатно – симфонических форм. Большую роль в
подготовке возникновения произведений Гайдна сыграла так называемая Мангеймская школа (группа чешских музыкантов в Мангейме
под руководством Мича и Сталиша).
Итак, последние симфонии Гайдна №103 («С тремоло литавр») и №104 (Ре мажор), признаны самыми лучшими среди 104 – х симфоний мастера. I – часть – сонатная форма (форму которой тоже окристаллизовал Гайдн), II – часть – медленная, III – часть – менуэт, IV – часть – финал – такова структура Гайдновского симфонического цикла. Гайдновский симфонизм назван как жанрово – бытовой, т.к. основан на элементах песенно-народного склада немецкой и австрийской музыки. НАПРИМЕР: Гл.п. I части симфонии №103 или П.п. – австрийский лендлер, а Финал 104 – й - народная хорватская мелодия.
Главной стилистической особенностью последних симфоний Гайдна является принцип контраста, заложенный между медленным в одноименном миноре вступлении и веселой и живой мажорной Гл.п.(вступление №104 и Гл.п. 104)
Моцарт – развивает традиции Гайдна, но уже в лирико-драматическом ключе. Из его 41 симфонии. Всем известна 40 g-moll, которая по характеру названа лирико - драматической.
Менуэты Моцарта в отличии от Гайдновских решенных в разухабистом грубоватом народном танцевальном характере, становятся явно с трагической окраской. Следующий этап – творчество Бетховена. Известно что тема героической борьбы пронизывает все творчество композитора, и в его 9 – и симфониях это прослеживается особенно ярко. №3 «Героическая» (посвященная первоначально Наполеону), №5 с лейтмотивом рока, злой судьбы и конечно 9 – я с хором в финале дают характеристику симфонизма как героического (тема вступления №5, Гл.п. №3). В форме сонатно – симфонического цикла Бетховен заметно расширяет структурные и композиционные возможности - шире разработки, добавляются объемные коды, вместо менуэта вводит скерцо и сформировывает основные традиции скерцо как жанра.
Творчество Шуберта - новый важный этап в истории западно –европейской музыки - возникновение романтизма. Его 8 симфоний - творения мастера - симфониста, хотя мы знаем, что Шуберт вошел в историю как вокальный реформатор – композитор романсов и песенных жанров. Хотелось бы остановиться на его последней 8 симфонии, получившей название «Неоконченная» из 2 частей. Это первая романтическая симфония, которую еще назвали симфонией – романсом, т.к. мелодичная линия и характер сопровождения голосов напоминают романс или песню, с мелодически кантиленой в верхних голосах и арпеджированным аккомпанементом в остальных (вступление и Гл.п). Лирический характер тем определяет симфонизм как лирико - драматический. Далее романтический век расширяет возможности оркестровых форм. Тенденция к сжатию цикла приводит к возникновению симфонической поэмы в творчестве Листа, но и жанр классического цикла сохраняет свои принципы. Французский композитор Берлиоз – считается первым композитором, определившим основы программной симфонии. Нам известны примеры программности и в классическую эпоху. Симфониям Гайдна давали названия слушатели: «Медведь», «Часы», «Военная». Но это была программность иного рода. 6 -симфония Бетховена «Пасторальная» уже намечает традиции романтизма, каждая часть имеет название, но именно Берлиоз не только дает название симфонии и ее каждой части, но и приагает подробную программу к партитуре.
«Фантастическая» Берлиоза – первая программная симфония, основанная на сюжете романа Альфреда де Мюссе «Грезы курильщика опиума».В центре – образ музыканта, не нашедшего своего места в обществе, так называемый бунтарь – одиночка, как правило обречен. IXX как время расцвета лейтмотива, как главного принципа развития музыкального материала. Через все 5 частей симфонии проходит видоизменяясь, лейтмотив навязчивой идеи или лейтмотив возлюбленной. В последней части – «Сон в ночь шабаша» превращается в дикий «кривляющийся» мотив.
Брамс не признавал программности Листа и Берлиоза. И его 4 симфонии написаны в строгой классической форме. Как известно, фигура Брамса необычна в эпоху IXX века тем, что романтическое он облекал в классические традиции формы.
Также как и симфония Брамса лирическая по содержанию и знаменитая симфония Дворжака «Из нового света». Пребывание чеха в Америке около четырех лет подтолкнуло на создание уникальной в своем роде симфонии. Дворжак здесь, опираясь на традиционную структуру цикла (4 части) объединил мелодии в народном чешском стиле и элементы негритянского и индийского фольклора. НАПРИМЕР: явно блюзовскими воспринимаются интонации из II части или мелодия из IV части.
Импрессионистов не привлекал жанр симфонии. Дебюсси вообще считал его устаревшим, он развивал оркестровые жанры в иной форме, да и Равель, которого признают, как великого мастера оркестровой музыки обошел четырехчастный классический цикл. XX век дает также имена и определяет новые этапы в мировом симфонизме: Малер, русские композиторы.
Итак, последние симфонии Гайдна №103 («С тремоло литавр») и №104 (Ре мажор), признаны самыми лучшими среди 104 – х симфоний мастера. I – часть – сонатная форма (форму которой тоже окристаллизовал Гайдн), II – часть – медленная, III – часть – менуэт, IV – часть – финал – такова структура Гайдновского симфонического цикла. Гайдновский симфонизм назван как жанрово – бытовой, т.к. основан на элементах песенно-народного склада немецкой и австрийской музыки. НАПРИМЕР: Гл.п. I части симфонии №103 или П.п. – австрийский лендлер, а Финал 104 – й - народная хорватская мелодия.
Главной стилистической особенностью последних симфоний Гайдна является принцип контраста, заложенный между медленным в одноименном миноре вступлении и веселой и живой мажорной Гл.п.(вступление №104 и Гл.п. 104)
Моцарт – развивает традиции Гайдна, но уже в лирико-драматическом ключе. Из его 41 симфонии. Всем известна 40 g-moll, которая по характеру названа лирико - драматической.
Менуэты Моцарта в отличии от Гайдновских решенных в разухабистом грубоватом народном танцевальном характере, становятся явно с трагической окраской. Следующий этап – творчество Бетховена. Известно что тема героической борьбы пронизывает все творчество композитора, и в его 9 – и симфониях это прослеживается особенно ярко. №3 «Героическая» (посвященная первоначально Наполеону), №5 с лейтмотивом рока, злой судьбы и конечно 9 – я с хором в финале дают характеристику симфонизма как героического (тема вступления №5, Гл.п. №3). В форме сонатно – симфонического цикла Бетховен заметно расширяет структурные и композиционные возможности - шире разработки, добавляются объемные коды, вместо менуэта вводит скерцо и сформировывает основные традиции скерцо как жанра.
Творчество Шуберта - новый важный этап в истории западно –европейской музыки - возникновение романтизма. Его 8 симфоний - творения мастера - симфониста, хотя мы знаем, что Шуберт вошел в историю как вокальный реформатор – композитор романсов и песенных жанров. Хотелось бы остановиться на его последней 8 симфонии, получившей название «Неоконченная» из 2 частей. Это первая романтическая симфония, которую еще назвали симфонией – романсом, т.к. мелодичная линия и характер сопровождения голосов напоминают романс или песню, с мелодически кантиленой в верхних голосах и арпеджированным аккомпанементом в остальных (вступление и Гл.п). Лирический характер тем определяет симфонизм как лирико - драматический. Далее романтический век расширяет возможности оркестровых форм. Тенденция к сжатию цикла приводит к возникновению симфонической поэмы в творчестве Листа, но и жанр классического цикла сохраняет свои принципы. Французский композитор Берлиоз – считается первым композитором, определившим основы программной симфонии. Нам известны примеры программности и в классическую эпоху. Симфониям Гайдна давали названия слушатели: «Медведь», «Часы», «Военная». Но это была программность иного рода. 6 -симфония Бетховена «Пасторальная» уже намечает традиции романтизма, каждая часть имеет название, но именно Берлиоз не только дает название симфонии и ее каждой части, но и приагает подробную программу к партитуре.
«Фантастическая» Берлиоза – первая программная симфония, основанная на сюжете романа Альфреда де Мюссе «Грезы курильщика опиума».В центре – образ музыканта, не нашедшего своего места в обществе, так называемый бунтарь – одиночка, как правило обречен. IXX как время расцвета лейтмотива, как главного принципа развития музыкального материала. Через все 5 частей симфонии проходит видоизменяясь, лейтмотив навязчивой идеи или лейтмотив возлюбленной. В последней части – «Сон в ночь шабаша» превращается в дикий «кривляющийся» мотив.
Брамс не признавал программности Листа и Берлиоза. И его 4 симфонии написаны в строгой классической форме. Как известно, фигура Брамса необычна в эпоху IXX века тем, что романтическое он облекал в классические традиции формы.
Также как и симфония Брамса лирическая по содержанию и знаменитая симфония Дворжака «Из нового света». Пребывание чеха в Америке около четырех лет подтолкнуло на создание уникальной в своем роде симфонии. Дворжак здесь, опираясь на традиционную структуру цикла (4 части) объединил мелодии в народном чешском стиле и элементы негритянского и индийского фольклора. НАПРИМЕР: явно блюзовскими воспринимаются интонации из II части или мелодия из IV части.
Импрессионистов не привлекал жанр симфонии. Дебюсси вообще считал его устаревшим, он развивал оркестровые жанры в иной форме, да и Равель, которого признают, как великого мастера оркестровой музыки обошел четырехчастный классический цикл. XX век дает также имена и определяет новые этапы в мировом симфонизме: Малер, русские композиторы.