kz ru
Официальный информационный научно-методический сайт

Тағылым

Республиканский научно-методический журнал
Главные новости
Республиканский педагогический журнал «QAZAQ BILIMI» принимает материалы на февральский номер
Республиканский педагогический журнал «QAZAQ BILIMI» принимает материалы на февральский номер
Республиканский научно-методический журнал публикует материалы педагогов
Республиканский научно-методический журнал публикует материалы педагогов
Опубликован список самых популярных паролей 2016 года
Опубликован список самых популярных паролей 2016 года
В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
В школах Казахстана внедрят новые технологии для здоровья учащихся
В школах Казахстана внедрят новые технологии для здоровья учащихся
http://edunews.kz/
Баннер 250х225

Последние статьи

Имя числительное

Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи - существительные,...

О РОЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В

Язык – наилучший «мост», соединяющий представителей различных менталитетов. Потому...

Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя...

Лучший педагог

Елена Поливцева, учитель музыки
Елена Поливцева,  учитель музыки
Подробнее

Новости образования и науки

В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста

В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
Сегодня проходит второй день предметной...

1000 человек были лишены стипендии «Болашак»

1000 человек были лишены стипендии «Болашак»
Около 1000 человек за всю историю...

Средняя зарплата выпускника "Болашак" в РК

Средняя зарплата выпускника "Болашак" в РК превышает 400 тысяч тенге
Средняя заработная плана выпускника...

Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Баннер 250х310
» » Развитие Западноевропейской симфонии

Развитие Западноевропейской симфонии

 Развитие  Западноевропейской симфонииСлово  «Симфония»  как известно, в переводе с греческого означает «созвучие». Путь развития этого жанра охватывает период с XVII века (время зарождения всех профессиональных жанров). Я не буду подробно останавливаться на том начальном этапе развития этого жанра, когда не было принципиально значительного различия вообще между оркестровыми сочинениями, да и состав симфонического оркестра еще не сформировался. Больше нас интересует период второй половины XVIII века, когда окончательно  утвердились принципы  гомофонно – гармонического склада, сформировались основные классические жанры (соната, симфония и т.д.)  и формы  классических  жанров.  Этот период  связан с творчеством  австрийского  композитора  И.Гайдна. Именно он в своих последних  «Лондонских» симфониях показывает сформировавшийся  симфонический  оркестр, основные принципы  развития  материала на основе сонатно – симфонических форм. Большую роль в подготовке возникновения произведений  Гайдна сыграла так называемая Мангеймская  школа (группа чешских музыкантов в Мангейме под руководством Мича и Сталиша).
Итак, последние симфонии Гайдна №103 («С тремоло литавр») и №104 (Ре мажор), признаны самыми лучшими среди 104 – х симфоний мастера.             I – часть – сонатная форма (форму которой тоже окристаллизовал  Гайдн),    II – часть – медленная, III – часть – менуэт,  IV – часть – финал – такова  структура Гайдновского симфонического цикла. Гайдновский симфонизм назван как жанрово – бытовой,  т.к. основан на элементах песенно-народного склада немецкой и австрийской музыки. НАПРИМЕР:  Гл.п. I части симфонии №103 или П.п. – австрийский лендлер, а Финал 104 – й -  народная хорватская мелодия.
Главной стилистической особенностью последних симфоний Гайдна является принцип контраста, заложенный между  медленным в одноименном миноре вступлении и веселой и живой мажорной  Гл.п.(вступление №104 и Гл.п. 104)
Моцарт – развивает  традиции Гайдна, но уже в лирико-драматическом ключе. Из его 41 симфонии.  Всем известна 40 g-moll, которая по характеру названа лирико - драматической.
Менуэты Моцарта в отличии от Гайдновских решенных в разухабистом грубоватом народном танцевальном характере, становятся явно с трагической окраской. Следующий этап – творчество  Бетховена. Известно что тема героической борьбы пронизывает все творчество композитора, и в его 9 – и  симфониях это прослеживается особенно ярко.  №3 «Героическая» (посвященная первоначально Наполеону),  №5 с лейтмотивом рока, злой судьбы и конечно 9 – я  с хором в финале дают характеристику симфонизма как героического  (тема вступления №5, Гл.п. №3). В форме сонатно – симфонического цикла Бетховен заметно расширяет структурные и композиционные   возможности  -  шире  разработки,  добавляются объемные коды, вместо менуэта вводит скерцо и сформировывает основные традиции скерцо как жанра.
Творчество Шуберта  -  новый важный этап в истории западно –европейской музыки  -    возникновение  романтизма.  Его 8 симфоний - творения мастера - симфониста, хотя мы знаем, что Шуберт  вошел в историю как вокальный реформатор – композитор  романсов и песенных жанров. Хотелось бы остановиться на его последней 8 симфонии, получившей название «Неоконченная» из 2 частей. Это первая романтическая  симфония, которую еще назвали симфонией – романсом, т.к. мелодичная  линия и характер сопровождения голосов напоминают романс или песню, с мелодически кантиленой в верхних голосах и арпеджированным  аккомпанементом в остальных  (вступление и Гл.п). Лирический характер тем определяет симфонизм  как лирико -  драматический. Далее романтический век расширяет  возможности оркестровых форм. Тенденция к сжатию цикла приводит к возникновению  симфонической поэмы в творчестве Листа, но и жанр  классического  цикла   сохраняет  свои  принципы. Французский композитор  Берлиоз – считается  первым композитором, определившим основы  программной симфонии. Нам известны примеры программности  и в классическую эпоху. Симфониям Гайдна давали названия слушатели: «Медведь», «Часы», «Военная». Но это была программность иного рода.       6 -симфония  Бетховена  «Пасторальная»  уже намечает традиции романтизма, каждая часть имеет название, но именно Берлиоз не только дает название симфонии и ее каждой части, но и приагает подробную программу к партитуре.
«Фантастическая» Берлиоза – первая программная симфония, основанная на сюжете романа  Альфреда  де Мюссе  «Грезы курильщика опиума».В центре – образ музыканта, не нашедшего своего места в обществе, так называемый бунтарь – одиночка, как правило обречен. IXX  как время расцвета лейтмотива, как главного принципа развития музыкального материала.  Через все 5 частей симфонии проходит  видоизменяясь, лейтмотив навязчивой идеи или лейтмотив возлюбленной. В последней части – «Сон в ночь шабаша» превращается в дикий «кривляющийся»  мотив. 
Брамс не признавал программности Листа и Берлиоза. И его 4 симфонии написаны в строгой классической форме. Как известно,  фигура  Брамса  необычна в эпоху IXX века тем, что романтическое он облекал в классические традиции формы.
Также как и симфония Брамса лирическая  по  содержанию и знаменитая  симфония Дворжака  «Из нового  света». Пребывание  чеха  в Америке  около четырех лет подтолкнуло на создание уникальной в своем роде симфонии. Дворжак здесь, опираясь на традиционную структуру цикла (4 части)  объединил мелодии в народном чешском стиле и элементы негритянского и индийского фольклора. НАПРИМЕР: явно блюзовскими воспринимаются интонации из II части или мелодия из IV части.
Импрессионистов не привлекал жанр симфонии. Дебюсси вообще считал его устаревшим, он развивал оркестровые жанры в иной форме, да и Равель, которого признают, как великого мастера оркестровой музыки обошел четырехчастный  классический цикл. XX век дает также имена и определяет новые этапы в мировом симфонизме: Малер, русские композиторы.
 

Категория: Статьи
Просмотров: 1 289
Похожие новости:
Названы авторские и любимые песни Президента Н.Назарбаева

Названы авторские и любимые песни Президента Н.Назарбаева

Любимые, а также авторские песни Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева размещены на странице Акорды в Facebook, сообщает Zakon.kz.
Это авторские песни: "Шұбарат", "Жерім менің", "Үшқоңыр", "Елім менің". А...
Фильм режиссёра из Казахстана попал в программу Берлинского фестиваля

Фильм режиссёра из Казахстана попал в программу Берлинского фестиваля

Фильм казахстанского режиссера Эмира Байгазина "Раненый ангел" отобран в официальную программу 66-го Берлинского кинофестиваля. Премьера фильма состоится 16 февраля, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Картина...
Комментариев: 0
Добавить комментарий