Урок русской речи в 6 классе
Тема: Имя
числительное как часть речи.
Цель: развитие у учащихся умений самостоятельно применять понятие «части речи» к анализу новой темы, новой части речи;
совершенствование умений переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на частные явления;
отграничивать числительное от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи;
пользоваться числительными деловой речи (составлять расписку).
Оборудование: плакат с фразеологизмами, таблица «Имя числительное», компьютерная презентация
Ход урока.
I. 1.Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку .
2. Проверка домашнего задания
II. Фронтальный опрос пройденной темы
III. 1.Объявление темы и цели урока
-Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы, имя числительное (открываем тетради, записываем). - Какой раздел русского языка изучает части речи?
Цель: развитие у учащихся умений самостоятельно применять понятие «части речи» к анализу новой темы, новой части речи;
совершенствование умений переноса общих признаков, свойственных всем частям речи, на частные явления;
отграничивать числительное от слов с количественным значением, являющихся другими частями речи;
пользоваться числительными деловой речи (составлять расписку).
Оборудование: плакат с фразеологизмами, таблица «Имя числительное», компьютерная презентация
Ход урока.
I. 1.Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку .
2. Проверка домашнего задания
II. Фронтальный опрос пройденной темы
III. 1.Объявление темы и цели урока
-Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучение новой темы, имя числительное (открываем тетради, записываем). - Какой раздел русского языка изучает части речи?
- На какие две группы делятся части речи?
- Какие самостоятельные части речи в этом году мы изучили?
Мы должны узнать, что такое числительное, каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль, уметь различать количественные и порядковые числительные, научиться правильно читать и писать числительные, уметь отличать числительные от других частей речи, имеющих числовое значение.
- В каком классе вы учитесь?
Мы должны узнать, что такое числительное, каковы его морфологические признаки и синтаксическая роль, уметь различать количественные и порядковые числительные, научиться правильно читать и писать числительные, уметь отличать числительные от других частей речи, имеющих числовое значение.
- В каком классе вы учитесь?
- Сколько всего учащихся в вашем классе?
-
Сколько вам лет?
- Какой год мы недавно встретили?
-
Сколько лет нашему городу, нашей школе? - Сколько школ в нашем городе?
-Какую
годовщину Казахского ханства мы отметили осенью?
2. Имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Мы так часто пользуемся числами и счетом, что трудно представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком.(сообщение Аиды)
Нам нередко встречаются и римские цифры. (Послушаем Алмабек Кайнара с докладом по данной теме).
Скажите, а какой школьный предмет тесно связан с нашей темой? (ответы учеников)
Представьте, что идет урок математики. Ваш учитель дал задание выполнить следующие арифметические примеры. Прежде чем их выполнить, надо правильно прочитать. Попробуем? (Читаем с доски)
Из шестидесяти шести отнять одиннадцать.
К двумстам пятидесяти трем прибавить двенадцать.
К восьмистам восьмидесяти восьми прибавить восемнадцать.
Итак, из всех имен эта часть речи самая молодая, но при этом и сложная. Нам с вами предстоит научиться правильно произносить числительное, правильно писать.
-Где вы еще встречаетесь с именами числительными?
( география, история, биология)
3. Все помним, что такое фразеологизмы?
Давайте прочитаем, объясним их значения. (на доске красочно оформленный плакат с фразеологизмами) Фразеологизмы с числительными
1. За один присест (сразу)
2. Как две капли (похожи)
3. Наговорить с три короба (много)
4. Все как один (дружно, единодушно)
5. На седьмом небе (очень счастливо)
6. Первая скрипка (главный в каком-то деле)
7. Семи прядей во лбу (умница, эрудит)
8. Семь пятниц на неделе (непостоянный, непоследовательный человек)
9. У семи нянек дитя без глазу.
Чаще всего мы употребляем в речи числа первого десятка.
Вспомним примеры из фольклора. (Ответы учеников)
В повседневной жизни как часто мы встречаемся с числительными?
( магазин, транспорт, телевидение, радио, компьютер, дом)
Попробуем разыграть сцену в магазине, если есть желающие.
Теперь кто-нибудь из вас сделает самостоятельный вывод о значении числительных в нашей жизни.
IV. Открыли учебники, читаем правило.
А сейчас ответим на вопросы параграфа
2. Имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Мы так часто пользуемся числами и счетом, что трудно представить себе, что они существовали не всегда, а были изобретены человеком.(сообщение Аиды)
Нам нередко встречаются и римские цифры. (Послушаем Алмабек Кайнара с докладом по данной теме).
Скажите, а какой школьный предмет тесно связан с нашей темой? (ответы учеников)
Представьте, что идет урок математики. Ваш учитель дал задание выполнить следующие арифметические примеры. Прежде чем их выполнить, надо правильно прочитать. Попробуем? (Читаем с доски)
Из шестидесяти шести отнять одиннадцать.
К двумстам пятидесяти трем прибавить двенадцать.
К восьмистам восьмидесяти восьми прибавить восемнадцать.
Итак, из всех имен эта часть речи самая молодая, но при этом и сложная. Нам с вами предстоит научиться правильно произносить числительное, правильно писать.
-Где вы еще встречаетесь с именами числительными?
( география, история, биология)
3. Все помним, что такое фразеологизмы?
Давайте прочитаем, объясним их значения. (на доске красочно оформленный плакат с фразеологизмами) Фразеологизмы с числительными
1. За один присест (сразу)
2. Как две капли (похожи)
3. Наговорить с три короба (много)
4. Все как один (дружно, единодушно)
5. На седьмом небе (очень счастливо)
6. Первая скрипка (главный в каком-то деле)
7. Семи прядей во лбу (умница, эрудит)
8. Семь пятниц на неделе (непостоянный, непоследовательный человек)
9. У семи нянек дитя без глазу.
Чаще всего мы употребляем в речи числа первого десятка.
Вспомним примеры из фольклора. (Ответы учеников)
В повседневной жизни как часто мы встречаемся с числительными?
( магазин, транспорт, телевидение, радио, компьютер, дом)
Попробуем разыграть сцену в магазине, если есть желающие.
Теперь кто-нибудь из вас сделает самостоятельный вывод о значении числительных в нашей жизни.
IV. Открыли учебники, читаем правило.
А сейчас ответим на вопросы параграфа
-
На какой вопрос отвечают выделенные слова в первой колонке? (сколько)
-
Что они обозначают? (число)
-На какой
вопрос отвечают выделенные слова из второй колонки? (какую, каким, какого)
- Что они обозначают? (порядок
предметов при счете)
Значит,
числительные, отвечающие на вопрос – сколько – количественные.
Числительные, отвечающие на вопрос какой – порядковые.
Теперь попробуйте определить падеж выделенных слов.
- А вывод?
Имя числительное изменяется по падежам.
V. Сейчас выполним упражнение по учебнику, выделим количественные и порядковые числительные.
-Ребята, а какие числительные похожи на прилагательные? Какие числительные отвечают на такой же вопрос?
-Раз эти числительные, как и прилагательные, отвечают на такой же вопрос, то каким членом предложения они будут?
Вывод: мы их подчеркиваем волнистой чертой – определение.
- Рассмотрим дальше примеры.
Два да два – четыре.
-Найдите в упражнении подобное предложение. ( последнее)
Разделите шесть на шесть.
Вывод: имена числительные бывают разными членами предложения.
Два мальчика подошли к школе.
Количественные числительные в сочетании с существительными являются одним членом предложения.
Занятия начинаются в два часа.
Перед нами осталась последняя задача – в чем отличие числительных от других частей речи, имеющих числовое значение.
Посмотрим и прочитаем, что об этом сказано в учебнике.
VI. Упражнение 346.
-Итак, в чем же отличие числительных от других частей речи?
VII.Домашнее задание
-Ребята, теперь обязательно подумайте над вопросом и выполните дома упражнение 347
VII. Оценки за урок.
Числительные, отвечающие на вопрос какой – порядковые.
Теперь попробуйте определить падеж выделенных слов.
- А вывод?
Имя числительное изменяется по падежам.
V. Сейчас выполним упражнение по учебнику, выделим количественные и порядковые числительные.
-Ребята, а какие числительные похожи на прилагательные? Какие числительные отвечают на такой же вопрос?
-Раз эти числительные, как и прилагательные, отвечают на такой же вопрос, то каким членом предложения они будут?
Вывод: мы их подчеркиваем волнистой чертой – определение.
- Рассмотрим дальше примеры.
Два да два – четыре.
-Найдите в упражнении подобное предложение. ( последнее)
Разделите шесть на шесть.
Вывод: имена числительные бывают разными членами предложения.
Два мальчика подошли к школе.
Количественные числительные в сочетании с существительными являются одним членом предложения.
Занятия начинаются в два часа.
Перед нами осталась последняя задача – в чем отличие числительных от других частей речи, имеющих числовое значение.
Посмотрим и прочитаем, что об этом сказано в учебнике.
VI. Упражнение 346.
-Итак, в чем же отличие числительных от других частей речи?
VII.Домашнее задание
-Ребята, теперь обязательно подумайте над вопросом и выполните дома упражнение 347
VII. Оценки за урок.