kz ru
Официальный информационный научно-методический сайт

Тағылым

Республиканский научно-методический журнал
Главные новости
Республиканский педагогический журнал «QAZAQ BILIMI» принимает материалы на февральский номер
Республиканский педагогический журнал «QAZAQ BILIMI» принимает материалы на февральский номер
Республиканский научно-методический журнал публикует материалы педагогов
Республиканский научно-методический журнал публикует материалы педагогов
Опубликован список самых популярных паролей 2016 года
Опубликован список самых популярных паролей 2016 года
В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
В школах Казахстана внедрят новые технологии для здоровья учащихся
В школах Казахстана внедрят новые технологии для здоровья учащихся
http://edunews.kz/
Баннер 250х225

Последние статьи

Имя числительное

Числовое значение могут иметь числительные и другие части речи - существительные,...

О РОЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В

Язык – наилучший «мост», соединяющий представителей различных менталитетов. Потому...

Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Оценивание в классе не является лишь техническим приемом. Учителя...

Лучший педагог

Елена Поливцева, учитель музыки
Елена Поливцева,  учитель музыки
Подробнее

Новости образования и науки

В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста

В Алмате выбирают молодого талантливого журналиста
Сегодня проходит второй день предметной...

1000 человек были лишены стипендии «Болашак»

1000 человек были лишены стипендии «Болашак»
Около 1000 человек за всю историю...

Средняя зарплата выпускника "Болашак" в РК

Средняя зарплата выпускника "Болашак" в РК превышает 400 тысяч тенге
Средняя заработная плана выпускника...

Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Баннер 250х310
» » Устаревшие и новые слова-неологизмы.

Устаревшие и новые слова-неологизмы.

Устаревшие и новые слова-неологизмы.Цель: ознакомление учащих­ся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений учащихся о различиях между    архаизмами и историзмами; ознакомление с понятием «неологизмы»;
Развитие речевых умений учащихся.
Воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Оборудование: мультимедийный проект, презентация по теме, карточки с заданиями.
 
Ход урока
I Организационный момент
П Фронтальный опрос
А)─ Что такое слово? (Основная единица языка)
─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)
─ Назовите определение слова, обозначающего  словарный  запас  одного человека. (Лексикон. )
─ Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной  было всего лишь  30 слов.
─ Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).
─ В какие лексические группы  можно объединить слова в русском языке?
(1 группа слов ─ в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова;   2 группа слов ─ в зависимости от смысловых отношений:  синонимы, антонимы, омонимы;  3 группа слов ─  в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова;  4 группа слов ─ в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы)
III Объяснение нового материала
Слово учителя.
У слов в рус­ском языке стран­ная и порой непред­ска­зу­е­мая судь­ба. Одни слова живут долго, и их ак­тив­но упо­треб­ля­ют люди в своей речи. Дру­гие быст­ро за­бы­ва­ют­ся, и мы со­всем пе­ре­ста­ем ими поль­зо­вать­ся при об­ще­нии.
Вот как об этом про­цес­се рож­де­ния и уми­ра­ния слов об­раз­но ска­зал древ­не­гре­че­ский поэт Го­ра­ций: «Так же, как из года в год ме­ня­ют леса свои ли­стья – ста­рые опа­да­ют и по­яв­ля­ют­ся новые, – так и слова уста­ре­ва­ют и гиб­нут. Но ро­дят­ся и креп­нут, как дети, на смену им дру­гие». (слайд)
Дей­стви­тель­но, в рус­ском языке есть слова, ко­то­рые сей­час мы не ис­поль­зу­ем в своей речи. Он упо­треб­ля­лись толь­ко в про­шлом. На­при­мер, ста­рин­ные на­зва­ния ча­стей че­ло­ве­че­ско­го тела.
Рань­ше шея на­зы­ва­лась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛА­НИ­ТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РА­МЕ­НА, пра­вая рука – ДЕС­НИ­ЦА, левая рука – ШУЙЦА. (слайд 1)
Сей­час слова ВЫЯ, ЛА­НИ­ТЫ, ДЕС­НИ­ЦА, ШУЙЦА вышли из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния и живут толь­ко в ис­то­ри­че­ских кни­гах, в фольк­лор­ных про­из­ве­де­ни­ях.
Слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го по­все­днев­но­го упо­треб­ле­ния, – уста­рев­шие.
─ Тема нашего урока «Устаревшие слова и новые слова-неологизмы»
─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов
─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы
 1. Рассмотрим изображенные на слайдах вещи: кафтан, онучи, понёва, кичка, ендова (слайд 2)
─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вы­шли из употребления. Следовательно, слова, их называющие, не упо­требляются).
2. Почему слова эти вышли из употребления?
─Каковы же причины устаревания слов? (Проверяем ответ по учебнику, затем учитель делает обобщение нового материала).
Обобщение учителя.
Уста­рев­шие слова, вы­шед­шие из ак­тив­но­го упо­треб­ле­ния из-за того, что их вы­тес­ни­ли более точ­ные и удоб­ные си­но­ни­мы, на­зы­ва­ют­ся ар­ха­из­ма­ми.
Су­ще­ству­ет дру­гая раз­но­вид­ность уста­рев­ших слов – ис­то­риз­мы. Ис­то­риз­ма­ми на­зы­ва­ют­ся уста­рев­шие слова, ко­то­рые вы­хо­дят из ак­тив­ной лек­си­ки в связи с ис­чез­но­ве­ни­ем на­зы­ва­е­мых ими пред­ме­тов или яв­ле­ний. (слайд 3)
─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)
Вспом­ним опи­са­ние Ге­ра­си­ма – глав­но­го героя рас­ска­за И.С. Тур­ге­не­ва «Муму»: «Муж­чи­на две­на­дца­ти верш­ков роста, сло­жен­ный бо­га­ты­рем». Вер­шок – сло­во-ис­то­ризм, на­зва­ние не су­ще­ству­ю­щей в наши дни меры длины. Если перевести на наши единицы измерения, то рост его составлял 1м 95 см
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.
В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Так, в книге С. П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадёры, гусары, верста и др., немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория(победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно) и т. д.
Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).
Существуют и специальные словари устаревших слов (слайд 4)
IV Закрепление нового материала.
1.Найди лишнее слово (слайд 5)              
(поясняются значения слов из словаря), (слайды 6-8)                                                                   
2.Выпишите слова в два столбика (слайд 9)
«историзмы»,      «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.
Историзмы
Архаизмы
Треуголка, веретено, кафтан, кольчуга, царица, крепостной.
Чело, глас, рыбарь, ветрило.
 
3.Какое слово является устаревшим? (слайды 10-13)
4.Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Кокошник,  кулебяка,  кафтан,  коврига,  лохань,  ступа,  ботвинья,  душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.
V. Слово учителя.
Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а  на смену им приходят новые слова – неологизмы.  Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения.  Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.
Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).
Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как
 компьютер,
 дискета,
мобильный телефон (мобильник),
 SMS, СНГ,
 приватизация и др. (слайд 14)
 VI  Итог урока.
-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?
-Для чего нужны неологизмы?
VII  Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал учебника по данной теме.
2. Выполнить упражнение 119 (письменно).
 

Категория: Статьи
Просмотров: 5 129
Похожие новости:
Развитие  Западноевропейской симфонии

Развитие Западноевропейской симфонии

 Рахманбердиева  Алия  Канатовна Жамбылская область,  Таласский район,  город  Каратау Детская школа искусств  преподаватель музыкально – теоретических  дисциплин ...
В Усть-Каменогорске школьники запустили социальный проект

В Усть-Каменогорске школьники запустили социальный проект

Воплотить идею школьникам помогли учителя и родительский комитет...
Комментариев: 0
Добавить комментарий