Устаревшие и новые слова-неологизмы.
Цель:
ознакомление учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания
слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений
учащихся о различиях между архаизмами
и историзмами; ознакомление с понятием «неологизмы»;
Развитие речевых умений учащихся.
Воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Оборудование: мультимедийный проект, презентация по теме, карточки с заданиями.
Ход урока
I Организационный момент
П Фронтальный опрос
А)─ Что такое слово? (Основная единица языка)
─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)
─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. )
─ Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.
─ Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).
─ В какие лексические группы можно объединить слова в русском языке?
(1 группа слов ─ в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова; 2 группа слов ─ в зависимости от смысловых отношений: синонимы, антонимы, омонимы; 3 группа слов ─ в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова; 4 группа слов ─ в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы)
III Объяснение нового материала
Слово учителя.
У слов в русском языке странная и порой непредсказуемая судьба. Одни слова живут долго, и их активно употребляют люди в своей речи. Другие быстро забываются, и мы совсем перестаем ими пользоваться при общении.
Вот как об этом процессе рождения и умирания слов образно сказал древнегреческий поэт Гораций: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, – так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие». (слайд)
Действительно, в русском языке есть слова, которые сейчас мы не используем в своей речи. Он употреблялись только в прошлом. Например, старинные названия частей человеческого тела.
Раньше шея называлась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛАНИТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РАМЕНА, правая рука – ДЕСНИЦА, левая рука – ШУЙЦА. (слайд 1)
Сейчас слова ВЫЯ, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА вышли из активного употребления и живут только в исторических книгах, в фольклорных произведениях.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие.
─ Тема нашего урока «Устаревшие слова и новые слова-неологизмы»
─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов
─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы
1. Рассмотрим изображенные на слайдах вещи: кафтан, онучи, понёва, кичка, ендова (слайд 2)
─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).
2. Почему слова эти вышли из употребления?
─Каковы же причины устаревания слов? (Проверяем ответ по учебнику, затем учитель делает обобщение нового материала).
Обобщение учителя.
Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления из-за того, что их вытеснили более точные и удобные синонимы, называются архаизмами.
Существует другая разновидность устаревших слов – историзмы. Историзмами называются устаревшие слова, которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов или явлений. (слайд 3)
─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)
Вспомним описание Герасима – главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму»: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем». Вершок – слово-историзм, название не существующей в наши дни меры длины. Если перевести на наши единицы измерения, то рост его составлял 1м 95 см
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.
В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Так, в книге С. П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадёры, гусары, верста и др., немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория(победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно) и т. д.
Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).
Существуют и специальные словари устаревших слов (слайд 4)
IV Закрепление нового материала.
1.Найди лишнее слово (слайд 5)
(поясняются значения слов из словаря), (слайды 6-8)
Развитие речевых умений учащихся.
Воспитание внимательного, бережного отношения к слову.
Оборудование: мультимедийный проект, презентация по теме, карточки с заданиями.
Ход урока
I Организационный момент
П Фронтальный опрос
А)─ Что такое слово? (Основная единица языка)
─ Что называется лексикой? (Словарный состав языка)
─ Назовите определение слова, обозначающего словарный запас одного человека. (Лексикон. )
─ Ребята, а вы знаете, что словарный запас одного человека составляет примерно 10000-30000 слов. А.С.Пушкин использовал 21000 слов. А в лексиконе героини романа Ильфа и Петрова Элочки Щукиной было всего лишь 30 слов.
─ Что изучается в лексикологии? (Раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка, его лексика).
─ В какие лексические группы можно объединить слова в русском языке?
(1 группа слов ─ в зависимости от лексического значения: однозначные и многозначные слова; 2 группа слов ─ в зависимости от смысловых отношений: синонимы, антонимы, омонимы; 3 группа слов ─ в зависимости от происхождения: исконно русские и заимствованные слова; 4 группа слов ─ в зависимости от употребления: общеупотребительные и ограниченные в употреблении (профессионализмы и диалектизмы, жаргонизмы)
III Объяснение нового материала
Слово учителя.
У слов в русском языке странная и порой непредсказуемая судьба. Одни слова живут долго, и их активно употребляют люди в своей речи. Другие быстро забываются, и мы совсем перестаем ими пользоваться при общении.
Вот как об этом процессе рождения и умирания слов образно сказал древнегреческий поэт Гораций: «Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, – так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие». (слайд)
Действительно, в русском языке есть слова, которые сейчас мы не используем в своей речи. Он употреблялись только в прошлом. Например, старинные названия частей человеческого тела.
Раньше шея называлась ВЫЯ, глаза – ОЧИ, щёки – ЛАНИТЫ, лоб – ЧЕЛО, палец – ПЕРСТ, плечи – РАМЕНА, правая рука – ДЕСНИЦА, левая рука – ШУЙЦА. (слайд 1)
Сейчас слова ВЫЯ, ЛАНИТЫ, ДЕСНИЦА, ШУЙЦА вышли из активного употребления и живут только в исторических книгах, в фольклорных произведениях.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, – устаревшие.
─ Тема нашего урока «Устаревшие слова и новые слова-неологизмы»
─ С точки зрения активности употребления в лексике выделяют два пласта слов
─ Устаревшие слова бывают двух видов: историзмы и архаизмы
1. Рассмотрим изображенные на слайдах вещи: кафтан, онучи, понёва, кичка, ендова (слайд 2)
─Есть ли среди нарисованных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).
2. Почему слова эти вышли из употребления?
─Каковы же причины устаревания слов? (Проверяем ответ по учебнику, затем учитель делает обобщение нового материала).
Обобщение учителя.
Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления из-за того, что их вытеснили более точные и удобные синонимы, называются архаизмами.
Существует другая разновидность устаревших слов – историзмы. Историзмами называются устаревшие слова, которые выходят из активной лексики в связи с исчезновением называемых ими предметов или явлений. (слайд 3)
─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)
Вспомним описание Герасима – главного героя рассказа И.С. Тургенева «Муму»: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем». Вершок – слово-историзм, название не существующей в наши дни меры длины. Если перевести на наши единицы измерения, то рост его составлял 1м 95 см
Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.
В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания её колорита. Так, в книге С. П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадёры, гусары, верста и др., немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория(победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно) и т. д.
Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).
Существуют и специальные словари устаревших слов (слайд 4)
IV Закрепление нового материала.
1.Найди лишнее слово (слайд 5)
(поясняются значения слов из словаря), (слайды 6-8)
2.Выпишите слова в два столбика (слайд 9)
«историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.
Историзмы
Архаизмы
Треуголка, веретено, кафтан, кольчуга, царица, крепостной.
Чело, глас, рыбарь, ветрило.
3.Какое слово является устаревшим? (слайды 10-13)
4.Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
V. Слово учителя.
Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.
Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).
Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как
компьютер,
дискета,
мобильный телефон (мобильник),
SMS, СНГ,
приватизация и др. (слайд 14)
VI Итог урока.
-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?
-Для чего нужны неологизмы?
VII Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал учебника по данной теме.
2. Выполнить упражнение 119 (письменно).
«историзмы», «архаизмы»:
Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной.
Историзмы
Архаизмы
Треуголка, веретено, кафтан, кольчуга, царица, крепостной.
Чело, глас, рыбарь, ветрило.
3.Какое слово является устаревшим? (слайды 10-13)
4.Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Еда:
Посуда:
Одежда:
Женские головные уборы:
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
V. Слово учителя.
Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Не всем еще может быть понятны значения таких слов как брифинг, картинг, аутсайдер, дриблинг, стоппер, спичрайтер, хакер и др.
Неологизмы появляются в языке по двум причинам: во-первых, для обозначения новых предметов (признаков, действий), во-вторых, для усовершенствования лексической системы (так появляются многие синонимы; например, в ряду гостиница, отель, номера появилось слово мотель — «гостиница на автомобильной дороге для автотуристов»).
Многие новообразования бывают неологизмами очень недолго: получив широкое распространение в речи, они становятся достоянием всего народа и входят в его активный словарный запас. Так, недолго оставались неологизмами такие ставшие теперь общеупотребительными слова, как
компьютер,
дискета,
мобильный телефон (мобильник),
SMS, СНГ,
приватизация и др. (слайд 14)
VI Итог урока.
-Для чего в речи иногда употребляются устаревшие слова?
-Для чего нужны неологизмы?
VII Домашнее задание.
1. Выучить теоретический материал учебника по данной теме.
2. Выполнить упражнение 119 (письменно).