Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Жамбылская область,
город Тараз ,
средняя школа №38
Учитель русского языка и литературы
Инновационные
технологии на уроках
русского
языка и литературы.
Что такое современный урок? Важнее содержание или
форма проведения урока? Может ли быть технология в образовании? Что придает
современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?
Можно задать ещё много вопросов. Как же быть
и что делать?
Последние два десятилетия очень многое
изменилось в образовании. Я думаю, что нет такого учителя, который бы не
задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь
учеников свои предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого
ученика?». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята
работали добровольно, с интересом, творчески.
Ведь именно интерес является основным
стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.
В современном уроке нет скуки, принуждения и
лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на
контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть
радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя
в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он
управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Сегодня основная цель обучения - это не
только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и
подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной
деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и,
что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной
личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются
основные задачи современного образования.
Инновационный подход к обучению позволяет так
организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу,
не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке,
как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Определение «инновация» как педагогический
критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество»,
«новизна». Между тем, инновация в точном переводе с латинского языка обозначает
не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин
«инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные
черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности
ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной
деятельности в новой ситуации.
Актуальность
инновационного обучения состоит в следующем:
- соответствие концепции гуманизации
образования;
- преодоление формализма, авторитарного стиля
в системе преподавания;
- использование личностно -ориентированного
обучения;
- поиск условий для раскрытия творческого
потенциала ученика;
- соответствие социокультурной потребности
современного общества
- самостоятельной творческой деятельности.
В
основе инновационного обучения лежат следующие технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке .
Основными
принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество) ;
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
А теперь я хочу перейти от общих методических
принципов инновационного обучения к методам.
При использовании инновационных технологий в обучении
русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для
эффективного чтения и размышления) ;
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками и Вопросы Блума;
- кластеры;
- синквейн;
- «Продвинутая лекция» ;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные логические цепочки; n
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- лингвистическая аллюзия (намек) ;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на
некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления через чтение
и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической
педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах
общего и профессионального образования в 29 странах мира.
Критическое мышление – это точка опоры для
мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации.
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить,
осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов
должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с
различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной
информации.
Методика развития критического мышления включает три
этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке
обязательно.
Эта стадия позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика
знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,
мотивировать ученика к учебной деятельности;
- сформулировать вопросы, на которые хотелось бы
получить ответы;
- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия – осмысление. Здесь другие задачи. Эта
стадия позволяет ученику:
- получить новую информацию;
- осмыслить ее;
- соотнести с уже имеющимися знаниями;
- искать ответы на вопросы, поставленные в первой
части.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:
- целостное осмысление, обобщение полученной
информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащихся собственного
отношения к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ,
творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется
индивидуально, в парах или группах.
Эффективным я считаю прием « чтение с
остановками».
Этот прием требует подготовительной
работы:
1. Учитель выбирает текст для чтения.
Критерии отбора текста:
- он должен быть неизвестным для данной
аудитории (в противном случае
теряется смысл и логика использования
приема);
- динамичный, событийный сюжет;
- неожиданная развязка, проблемный финал.
2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в
тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к
тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог дает инструкцию и организовывает
процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с
текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при
самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)
Данный прием я часто использую при
подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа
предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за
автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном
этапе.
При работе над частью «С» особую сложность
представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их
несколько).Поможет в этом составление кластера.
Кластер-это способ графической организации
материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые
происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением
нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым
штурмом».
Последовательность действий логична и
проста:
- посередине чистого листа (или классной
доски) написать ключевое слово, которое является «сердцем» темы, идеи;
- вокруг «накидать» слова или предложения,
выражающие идеи,факты,образы, подходящие для данной темы (модель «планета и её
спутники»);
- по мере записи, появившиеся слова
соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников»
появляются новые «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая
графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной
теме.
Приведу пример кластера, который получился
на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть
речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном
(фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики
оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.(Приложение 1).
Система кластеров позволяет охватить
избыточный объем информации.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно
применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по
изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому
учащимся можно предложить два пункта:
1. написать,что они узнали по новой теме;
2. задать один вопрос, на который они так и не
получили ответа.
Особенно перспективным представляется метод проектов,
который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские
способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность,
медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно
готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно
подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи
. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько
микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на
стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Еще один плюс
этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст,
когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда
интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное
значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся
учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют
навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.